К

Карта героев. Ольга Зубкова из Перми основала лагерь Новый город «Дружный»

Источник публикации: КАРТА ГЕРОЕВ

Ольга Зубкова из Перми основала лагерь«Новый город «Дружный», где проводят совместные смены для детей с особенностями и без. В 2022 году Ольга стала героиней книги «100 подвигов обычных людей. Том 3». Журналист Елена Сергеева специально для проекта «Подвиги» провела интервью с Ольгой Зубковой и рассказывает её историю.

- Ольга, вы открыли первый и единственный в стране детский инклюзивный лагерь. Как это произошло?

- На самом деле, я должна была бы уже быть на пенсии, но так случилось, что самыми главными проектами, самой главной деятельностью, той, которой я бы хотела так полноценно заниматься, я начала достаточно поздно. Это случилось в 43 года, до этого у меня была педагогическая деятельность, проектная деятельность, в том числе на радио. Так или иначе, я всегда была связана с детьми, с социальными программами и проектами.

В 43 года я открыла свою некоммерческую организацию. В общем, никогда в жизни не думала, что могу или хочу быть руководителем чего-то. Но когда есть желание, есть ресурсы и есть возможности (я имею в виду человеческие ресурсы, потенциальные, профессиональные), тебе все равно так или иначе приходится подстраиваться под то, где ты работаешь, под системные вещи, в которые ты включена, и если не можешь на 100% реализовать то, что ты хотела бы, выход только один:  возглавить что-то или делать что-то самой. Поэтому в 43 года я открыла НКО «Вектор Дружбы». Уже 18 лет, как я занимаюсь собственными программами, реализую собственные проекты, которые, на мой взгляд, потихоньку, полегоньку меняют мир. Но это моё видение, я так чувствую, у меня уже выросло там не одно поколение людей, которые были со мной связаны, детей, которые были со мной связаны. Я надеюсь, то, что я вижу, так и происходит.

Основная такая программа, которая у нас сейчас есть - это программа, с которой все началось - это «Тетрадка Дружбы», которая объединяет очень простыми идеями огромное количество школьников в разных регионах России. Это инклюзивный лагерь, теперь это кинолагерь, Новый город «Дружный». Мы называем смены турами, потому что у нас не лагерь, а город). Наши туры теперь - кинотуры, наш город - киногород. Это единственный инклюзивный лагерь (кинолагерь) в нашей стране - первый и единственный.

- Поясните, что значит «инклюзивный»? Инклюзия, в общем, что это?

- На самом деле, все программы, которые у нас существуют - это программы инклюзивные. У нас свой подход к инклюзии и своё видение инклюзии. То есть месседж у нас такой, что каждый человек инклюзивен по факту своего рождения. Не отдельные люди, даже не сообщества какие-то (иногда говорят, семья - инклюзивное сообщество, и это понятное дело, потому что там разный возраст, там могут быть разные национальности, разные болезни внутри семьи - это тоже инклюзивное сообщество). Этот месседж мы стали транслировать в 2015 году. Пандемия подтвердила это на 100%.

Что такое «человек инклюзивен по факту своего рождения»? Каждый из нас - вы, я, любой человек - проходит через разные возрастные этапы. Каждый из нас в определённый период жизни является колясочником: мы беспомощные, и родители возят нас на коляске. Мы становимся беспомощными пожилыми людьми, которые сядут в коляску или будут передвигаться с помощью ходунков. В течение жизни мы можем заболеть и получить инвалидность. В каждом из нас намешана куча кровей, никто точно не может сказать, что он только русский, башкир, татарин. Поэтому каждый человек по сути по своей - это инклюзия по факту рождения. Это не философия, это так и есть. 

Когда мы говорим об инклюзии как об отдельном сообществе - а если мы спросим людей на улице, что такое инклюзия, то они вам сразу скажут, что это инвалиды. Просто безграмотное отношение к этому «выморозило» нас в определённый момент. И все наши программы так или иначе всегда были инклюзивными, всегда. Туда можно было зайти любому человеку, с любым статусом, с любой формой заболевания. Единственное - чтобы не совсем искалеченный интеллект был, не совсем был нивелирован интеллект в связи с каким-то тяжелым состоянием, чтобы у человека было всё-таки самообслуживание.

Нам очень удобно, говоря об инклюзии, общаться с колясочниками, которые приобрели инвалидность. Я подчеркиваю: приобрели, потому что очень мало колясочников, у которых нет сопутствующий заболеваний. Как правило, если это ДЦП врожденное, то у человека уже много сопутствующих проблем: плохая речь, спастика рук, много чего. С ними не очень удобно. Лучше общаться с колясочниками, которые в силу каких-то жизненных обстоятельств стали колясочниками. ну или с инвалидами, которые в силу каких-то обстоятельств стали инвалидами. Они помнят, что такое здоровый человек. А взять человека с ментальными заболеваниями: аутизм, синдром Дауна, и его ввести в интегрированную среду, чтобы он там был полноценным человеком - вот это почти никто не делает. Либо что-то такое делают, то это тусовка инвалидов. То есть, условно говоря, для них организуется что-то: лагерь, конкурс чтецов, но это все инвалиды. Если мы внимательно посмотрим - там нет здоровых людей, или они там выступают волонтерами, они заходят туда на время. 

- Расскажите, как ребята с особенностями здоровья живут  «Новый город «Дружный»?

- Ребята с разными особенностями здоровья, в том числе с ДЦП и синдромом Дауна живут с обычными детьми в небольших отрядах. Участвуют во всём в силу своих возможностей, успевают есть, мыться, убирать за собой. Здесь не заставляют дружить, но стараются этому помогать - с участием настоящих Инструкторов по Добру.

Если родители отдают ребёнка в лагерь, значит, они подписывают документ: ребёнок участвует во всём, что в этом лагере есть в силу своих возможностей, он иногда приляжет, отдохнёт или позвонит, но тем не менее он всё должен успевать. Он должен сам питаться, мыться, никто за ним убирать или прибирать не будет. Все обычные дети едут в лагерь отрываться, тусить и так далее. Если он не сможет подружиться с ребятами, мы ничего сделать не сможем. То есть насильно заставлять дружить мы не будем. Но, конечно же, у нас есть технологии, которые этому способствуют. Внутри отрядов «зашиты» ребята, мы их называем инклюзивные волонтеры, которые не раз бывали в сменах, они приобрели компетенции и они прекрасные коммуникаторы. Чего не хватает в школах, которые хотят создать инклюзивную среду? Не хватает не тьюторов с халами на голове, которые тетеньки, которые приобрели какое-то специальное образование. Не хватает детей-тьюторов, которые могли бы объединить сообщества обычных своих сверстников и ребят с особенностями. Потому что они знают, как объединить, они знают способы коммуникации. Вот этого не хватает.

Отмечу, что дети, которые едут в лагерь, получают кайф от программ, а у нас есть реально авторские, креативные программы. Ни одной игры мы не берем со стороны. Ни одного дня, ни одного мероприятия у нас не берется из методички. Поэтому дети, которые к нам едут, пусть даже это дети, которые побывали в Артеке, в Орленке, где угодно, у нас они получают то, от чего глаза на лоб лезут, сейчас, когда у нас «Дружный» стал киногородом. Есть возможность общаться с разными киноактерами, потому что амбассадором «ЛАМПЫ» являются и Петров, и Борисов, и Шпица, и Смирнова, кого там только нет. У детей есть возможность общаться с ними вживую, потому что они приезжают на съемки. Они там общаются с детьми как угодно.

- Ольга, расскажите, пожалуйста, про Инструкторов по Добру и их невероятные компетенции.

- Инструкторы по Добру - это люди, половина из которых - мои сотрудники, а вторая половина - выросшие из программ ребята, которые сейчас студенты. У меня нет посторонних людей, это все мои люди, которые обладают уникальными компетенциями, где бы мы ни были, куда бы мы не ездили, у меня все спрашивают: откуда я их взяла? Потому что это реально штучные люди, и мне кажется, что на карте профессий надо такую профессию обязательно сделать - Инструкторы по Добру. Она востребованная до невероятности.

Продолжение интервью на сайте: https://kartageroev.ru/olga-zubkova-100podvigov3/