К

Каждый из нас инклюзивен по факту своего рождения

Источник публикации: Уральский институт (АНО ДПО «УрИПКиП»)

Интервью с Ольгой Зубковой – заместителем председателя Общественного экспертного совета Общественного Телевидения России, автором программы и идейным вдохновителем Нового города «Дружный», президентом Национальной ассоциации развития образования «Тетрадка Дружбы»

Ольга Викторовна.jpg

– Ольга Викторовна, как появился проект «Тетрадка Дружбы»?

— На самом деле всё, что я делала и делаю, всегда было пронизано темой инклюзии. У нас несколько другой подход к понятию и развитию инклюзия, но если мы спросим обывателя, что такое инклюзия, то в большинстве случаев люди ответят, что это инвалиды или инвалидность.

Инклюзия – это не про инвалидность. Каждый из нас инклюзивен по факту своего рождения, потому что в каждом из нас есть национальное многообразие крови, каждый из нас проходит через разные возрастные этапы, мы все были колясочниками в раннем детстве в силу своей беспомощности, каждый из нас может тяжело заболеть и получить инвалидность. И когда мы формируем инклюзивную среду, мы должны понимать, что, в первую очередь, делаем это для самих себя. Это вовсе не означает, что нужно бояться какой-то ситуации и негативно настраивать себя на то, что может произойти что-то плохое.

Когда-то мы просто постареем или, например, забеременеем, и надо будет искать пандус, чтобы скатить детскую коляску, – разные бывают ситуации, – но нам всем нужна инклюзивная среда с точки зрения инфраструктуры и окружения.

Если говорить о детях, то в школах, в основном, уделяют внимание детям полярных категорий: либо двоечникам, либо отличникам – гордость и «головная боль» образовательных учреждений.  85-90% детей остаются вне зоны внимания, а внимание, забота и любовь нужны каждому из нас. Так и появилась «Тетрадка Дружбы» – инклюзивный проект, который объединяет разных детей, вскрывает в каждом ребенке его уникальность, неповторимость и уравнивает детей в этой уникальности и неповторимости. В Пермском крае мы стали первой организацией, которая начала формировать школьное волонтёрство как систему воспитания. Осознанных добровольцев, социальных инноваторов среди детей можно только снизу, навязать волонтёрство нельзя.

Сейчас «Тетрадка Дружбы» представлена во многих регионах России.

— Как появился инклюзивный лагерь Новый город «Дружный»?

— Детям необходимо место, где они смогут вместе собираться, делить свой быт, расширять круг друзей, получать новые условия для развития, новый опыт для уверенности в себе – это лагерь.

Самый первый наш лагерь назывался «Вектор Дружбы», и он был создан раньше, чем наша организация.

Программа лагеря была направлена на объединение инициативных детей, чтобы они поняли, что на многое способны. На тот момент лагерь ещё не был инклюзивным. Лет через 6 появилось много запросов от родителей с детьми с разными особенностями здоровья. Таким детям сложно было бы принимать участие в гиперактивных сменах лагеря «Вектор Дружбы». Пришлось закрыть успешный лагерь и открыть более актуальный целый инклюзивный детский город – лагерь Новый город «Дружный».

Наши авторские программы всего за 2 недели – именно столько длится один тур во время летних каникул – очень быстро формируют в детях нужный им потенциал, меняют ценностные ориентиры и потребительский стиль поведения. Даже за 7 дней ребёнок становится уверенней, избавляется от страхов и комплексов, начинает видеть счастье в мелочах.

Подробнее: https://urgaps.ru/news/1251